Из опыта работы

План тэматычнага тыдня
 
Тэма тыдня:
Інтэрактыўны лясны шматпавярховы дом
 
Мэта: фарміраванне ўяўленняў аб экалагічных нішах лесу і месцы жывёл і раслін у іх, развіццё беларускага маўлення выхаванцаў праз выкарыстанне інтэрактыўных камп’ютарных тэхналогій, выхаванне беражлівага стаўлення да навакольнага асяроддзя, павышэнне зацікаўленасці законных прадстаўнікоў выхаванцаў па далучэнні дзяцей да роднай мовы.

Пути совершенствования взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по вопросу формирования патриотических чувств

развернуть
 Шиндюк Мария Викторовна,
заведующий ГУО «Детский сад № 2 г.Минска»
 
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачев
Патриотизм является одной из важнейших моральных ценностей человека, определяющей его отношение к своей Родине. Каждое новое поколение в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в конкретном национальном окружении. В национальной культуре Республики Беларусь сосредоточены колоссальные духовные богатства. Это наш нравственный стержень, который помогает сохранить национальную самобытность, уклад жизни, народные обычаи и традиции, национальную культуру.
Проблема воспитания патриотических чувств – одна из актуальных в современном обществе и определена государственной политикой в области воспитания подрастающего поколения Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Глава нашего государства в своих выступлениях неоднократно подчеркивает важность патриотизма для всего белорусского народа.
 «Красной нитью через всю систему образования проходят вопросы патриотического воспитания, - отметил министр образования Андрей Иванович Иванец. Ключевой момент начинается с малого: любви к своей семье, детскому саду, школе, своей малой родине, своей стране – сказал он, - Воспитательная работа по патриотическому воспитанию – это личностная, персональная работа. Здесь не может быть формализма и во многом лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, - отметил Министр образования. По его словам, немаловажный аспект – посещение исторических, знаковых мест.
Понятие «чувство патриотизма» многогранно по своему содержанию, воспитание которого начинается в семье с первых дней жизни ребенка. Именно поэтому в воспитании патриотизма особая роль отводится семье, где основой формирования патриотических чувств и патриотического поведения является духовная связь между поколениями.
Родители, род, Родина, народ – неслучайно однокоренные слова. Это формула успешного патриотического воспитания.
Без семьи невозможно полноценное воспитание человека. Именно в семье и с ее помощью ребенок осваивает историю, духовную культуру, традиции народа, свою родословную. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если учреждение образования будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно В.А.Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Детский сад ровно, как и семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания и убеждений у детей. Именно поэтому для формирования патриотических чувств необходимо четкая линия взаимодействия двух важных социальных институтов – семьи и детского сада. Взаимодействие с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Какие бы формы работы в этом направлении не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, чтобы родители стали активными помощниками учреждения дошкольного образования. Поэтому первостепенной задачей в данном направлении является формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в образовательной работе нашего учреждения.
Основным управленческим аспектом построения работы в данном направлении является развитие взаимодействия в сообществе «педагог – РЕБЕНОК – семья». При этом данное сообщество предполагает полную включенность родителей в жизнь детского сада, где добровольность участия каждого – обязательное условие. Содержание работы строится с включением современных трендов образования, при котором семья, как участник сообщества в вопросах формирования патриотических чувств является активным партнёром учреждения дошкольного образования. 
Остановимся на более эффективных формах взаимодействия, которые широко используются в нашем учреждении дошкольного образования.
В преддверии тематических праздников (День защиты детей, День Победы, День города, День Независимости, День Конституции и др.) в учреждении организуются блиц-опросы. Это короткие вопросы, которые предполагают быстрые невдумчивые ответы от участников, например, «Что я знаю о родном городе?», «От кого нужно защищать детей?», «Самое яркое впечатление о Вашей малой родине!», «Что для Вас «Патриотизм?», «С какого возраста нужно прививать любовь к Родине?», «В чем счастье белоруса?» и др. Данная форма интересна возможностью быстрого выявления разнообразия мнений родительской общественности по той или иной теме.  Кроме того, интересны параллельные блиц-опросы, когда один и тот же вопрос задается каждому члену одной семьи отдельно. Зачастую их мнения совпадают, что говорит о самоценности семейного воспитания.
Такие формы, как online-анкетирование, родительская почта, информационные корзины позволяют выявить запросы родителей, определить их трудности в вопросах воспитания, найти пути решения проблемных ситуаций. Большим плюсом этой работы является ее анонимный характер, где каждый участник смело может высказать свое мнение, а педагогические работники в свою очередь могут корректировать свою деятельность и избегать конфликтных ситуаций.
Эффективным средством в повышении психолого-педагогической культуры родительской общественности в вопросах воспитания патриотических чувств выступает авторский электронный журнал «Палитра воспитания», который выходит ежеквартально посредством размещения на официальном и тематическом сайтах учреждения («Растим маленького белоруса», «Азбука семейного воспитания: ценности, традиции», «Здоровая семья – здоровый ребенок» и др.). Журнал содержит подробную информацию о проводимых совместных мероприятиях, акциях, дидактические и развивающие игры для детей, авторские сказки, стихи и др. Данный ресурс позволяет заинтересовать родительскую общественность и привлечь их внимание к проблеме патриотического воспитания.
Большой популярностью среди родительской общественности пользуются фестивали и конкурсы детско-родительского творчества, которые регулярно проходят в учреждении. Тематика данных мероприятий разнообразна и проводится в соответствии как с годовым планированием учреждения, так и в рамках участия в конкурсах городского и республиканского уровней («Книжка-малышка: семейные традиции и ценности», «Рецепты моей семьи», «Моя малая Родина», «Природные символы моей страны», «Большая страна в маленькой коробке», «Дети войны» и др.). Данная форма работы позволяет выявить творческий потенциал семейного воспитания.  Следует отметить, что по итогам проведения творческих фестивалей в учреждении оформлена художественная галерея под хештегом «Собери в своем сердце Беларусь», которая постоянно пополняется. Примечательно, что продукты детско-родительского творчества вызывают живой и неподдельный интерес у воспитанников и являются еще одним эффективным средством воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. 
Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. У каждой семьи своя собственная история, которая тесно переплетается с историей своей страны. Необходимо отметить, что в настоящее время возрос интерес к генеалогическому исследованию национальных, сословных, профессиональных корней из своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной является сильным средством патриотического воспитания. Формой работы в данном направлении является реализация долгосрочных детско-родительских проектов «Моя семья – моя родословная», «Мы правнуки твоей Победы», «Спасибо ветеранам говорим», «Герб моей семьи», «Семейная книга рекордов», «Семейные традиции», «Я горжусь своим дедом!» и др.. реализация таких проектов помогает ребенку осознать роль семьи как ячейки общества, увидеть «гражданское лицо» своей семьи (знают ли они за что прадед получил медаль, знает своих предков…), понять связь с близкими людьми и принадлежность к своему роду, что является неотъемлемой частью формирования патриотических чувств.
Неоспорим тот факт, что взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому эффективным средством в формировании активной гражданской позиции, на наш взгляд, является вовлечение детей и их родителей в социально-значимую деятельность.  Одной из форм реализации данной работы выступает проведение социальных акций под эгидой «Добрые дела» в учреждении. («Соберем портфель школьнику», «Дед Мороз в каждый дом», «Протяни руку лапам», «Чужой беды не бывает», «Подари цветок детскому саду», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Покормите птиц зимой», «Каждой птичке нужен дом» и др.). Основная цель проведения волонтерских и благотворительных акций – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), гармонизация детско-родительских отношений.
Еще одной не менее эффективной формой работы в данном направлении выступает организация челленджей в рамках проведения трудовых субботников, участниками которых являются не только взрослые, но и дети («Едина наша цель: красивый Партизанский район», «Субботник – это позитивно», «Вместе! Весело» Дружно!»). Привлечение детей к совместной трудовой деятельности со старшими способствуют росту активности, самостоятельности, формирует самосознание и ответственную гражданскую позицию перед другими.
Воспитать уважение и гордость за подвиги перед Отечеством помогает вовлечение детей к участию в патриотических акциях «Никто не забыт, и ничто не забыто!», «Минута молчания» «Мы помним», «Самолеты Победы», «Родная Земля добрыми делами славится», «Главный символ Беларуси». Внимание на экран. Ребенок, участвуя в мероприятиях такого рода, приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, учится помогать и созидать. Все это создает благоприятные условия для воспитания патриотических чувств у всех участников сообщества «педагог – РЕБЕНОК – семья».
Письмом Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию обучающихся» акцентировано внимание педагогических работников на необходимость обязательного прослушивания Государственного гимна Республики Беларусь, разработки маршрутов выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей, организации экскурсий, пешеходных прогулок.
В связи с чем при проведении общественно значимых мероприятий в учреждении в обязательном порядке используются государственные символы Республики Беларусь. Прослушивание и исполнение Государственного гимна включается во все торжественные мероприятия учреждения, что формирует уважение среди родительской общественности к государственной символике и формирует у детей чувство принадлежности к своей стране.
Совершенно новой формой работы с семьей для учреждения является организация походов и экскурсий родителей вместе с детьми по родной стране, совместных поездок в музеи, посещение театров при активной включенности родителей. Такая форма работы способствует повышению эффективности образовательного процесса, приобщению семьи к культурно-историческому наследию своей страны, воспитывают «гражданина и патриота» - человека, который знает историю своей страны и гордится её достижениями.
Можем с гордость сказать, что в учреждении закрепилась такая форма работы как совместная реализация творческих проектов в конце учебного года, как итог кропотливой совместной работы. таким образом в этом году был реализован проект #Пазнаём_Беларусь_разам, участниками которого стали все субъекты сообщества «педагог – РЕБЕНОК – семья». В содержание проекта мы включили такие формы работы как: посещение культурно-исторических мест (Хатынь, Курган Славы, Брестская крепость и др.), путешествия по знаковым местам нашей Родины в онлайн-формате, знакомство с интересными фактами о своей стране в серии квест-игр «Беларусь, и я!», выполнение творческих заданий, путешествуя по Минску с помощью «Квестбука», а также досуговую деятельность «Зарядка всей семьей!», «На праздник всей семьей!». Педагогическая значимость реализации данного проекта заключается не только в решении образовательных задач. Семьи наших воспитанников приобщаясь к культурно-историческому наследию своей страны становятся разработчиками мультимедийных образовательных продуктов собственных путешествий, тем самым происходит активное их включение в образовательное пространство учреждения. Данные мультимедийные продукты оформлены в медиатеку, фотоальбомы для рассматривания и являются неотъемлемой частью патриотического уголка в группах. Кроме того, служат для тематического оформления учреждения в целом.  
Ярко иллюстрирует достигнутые результаты данного проекта совместный Флэш-моб под хештегом «#Пазнаём_Беларусь_разам». Хотелось бы отметить, что работе в данном направлении невозможно поставить точку, этот проект невозможно завершить здесь и сейчас, это то поле деятельности, которое всегда будет иметь свое продолжение.
В нашем учреждении дошкольного образования взаимодействие с семьей перестроено от обыденного обмена информацией к сотрудничеству и сотворчеству педагогических работников с родителями на основе значимого критерия в системе образования – его качества, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников и педагогической культуры родителей.
При воспитании патриотических чувств у воспитанников ни семья, ни учреждение дошкольного образования не могут заменить друг друга. Только вместе можно достичь наивысших результатов и заложить прочный фундамент для формирования личности будущего патриота свой Родины.
свернуть

Конспект занятия для воспитанников 5-6 лет по образовательной области «Ребенок и общество» «Моя Родина - Беларусь»

развернуть
Цель: формирование гражданско-патриотической культуры у воспитанников, интереса к родному краю посредством их включения в различные игровые ситуации
Программные задачи:
закреплять представления воспитанников о  достопримечательностях Республики Беларусь, областных городах и их гербах; закреплять умения выделять и называть природные символы Республики Беларусь; формировать представления о выдающихся людях страны – белорусских спортсменах, видах спорта, осознание своей принадлежности к стране; формировать умения рассказывать о государственных символах Республики Беларусь (государственный флаг Республики Беларусь); систематизировать представления воспитанников об отраслях промышленности и выпускаемой ими продукции (обувь, косметика, кондитерские и продуктовые изделия, бытовая техника, сельскохозяйственная техника, автобусы);
развивать логическое мышление и речь, социальную активность в общении и совместной деятельности;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение к государственным символам Республики Беларусь, умение действовать сообща и оказывать посильную помощь товарищам.
Материал и оборудование: игровая оболочка «Я знаю!», выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint; кроссенс из 7 частей: «Путеводитель по Беларуси» с карточками-фишками; для дидактического упражнения «Гербы областных городов»: карточки с изображением карты Беларуси и наборы карточек с изображением гербов областных городов по количеству детей; для графического упражнения «Беларусь промышленная»:  фломастеры, два варианта карточек с изображением логотипов промышленных предприятий Республики Беларусь 1.«Коммунарка», «Горизонт», «Белита-Витэкс», «Атлант», «Марко»; 2.«Луч», «МАЗ», «Тракторный завод», «Первый молочный завод», «Слодыч» по количеству детей; для логической игры-лото «Беларусь спортивная»: карточки с изображением фотографий спортсменов (Анна Гуськова, Антон Смольский, Иван Литвинович, Виктория Азаренко) и набор пиктограмм по видам спорта (фристайл, биатлон, прыжки на батуте, большой теннис) по количеству детей; для игры-головоломки «Достопримечательности Республики Беларусь»: разрезные картинки на 4-6 частей с изображением достопримечательностей: Брестская крепость, Национальная библиотека, Мирский замок, Несвижский замок, Курган Славы по одной разрезной картинке на двоих детей; для игрового задания «Специальный вопрос»: государственный флаг Республики Беларусь на древке; музыкальное сопровождение: мелодия Я. Попова, А. Кузнецова, А. Данилова «Белорусская полька», музыкальная композиция Алексея Хлестова «Беларусь», музыка для фонового сопровождения;  подарки для детей от фабрики «Коммунарка».
Предварительная работа: знакомство детей с государственными и природными символами Республики Беларусь, с её географическим расположением, областными городами и их гербами, заучивание пословиц и поговорок, чтение и обсуждение  художественной литературы по теме, просмотр видеороликов и мультипликационных мультфильмов на тему «Моя Родина – Беларусь», проведение дидактических игр (лото «Это надо знать»;  игра-мемо «Символы Беларуси», «Беларусь»; «Разрезные картинки», «Знаешь ли ты?», «Четвертый лишний», «Прыгажосць беларускай мовы», «Национальные костюмы Беларуси» и др.); изо-деятельность (рисование, аппликация, лепка по теме); тематические беседы о достопримечательностях страны, её промышленных предприятиях.
Начало занятия
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, мотивационной готовности к участию в работе, положительного настроя на игру.
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.:): Здравствуйте, здравствуйте, добрый день! Мы открываем зимний интеллектуальный сезон. И я приветствую Вас на интеллектуальной игре-викторине «Я знаю»! (на экране музыкальная заставка «Я знаю!»).Тема нашей игры-викторины сегодня: «Моя Родина - Беларусь».
Я приветствую участников игры-викторины (воспитатель под музыкальное сопровождение представляет воспитанников):
Самый дружелюбный – Алексей, капитан команды
Самая подвижная – Карина
Самый приветливый – Тимофей
Самая спокойная – Банасевич Саша
Самая внимательная – Катя
Самая скромная – Нелли
Самый разговорчивый – Богдан
Самая веселая – Ева
Дети проходят и занимают свои места за столами.
Внимание, напоминаю вам правила игры. Сегодня с вами играют Ясь и Янина в двух категориях. В первой категории – Янина, во второй категории – Ясь. Каждая категория включает в себя 3 игровых задания. Капитан команды выбирает соперника из любой категории (Янина или Ясь) и номер игрового задания. Игровое задание выполняют все игроки самостоятельно. За каждое правильно выполненное игровое задание вы будете получать карточку-фишку. (Воспитатель обращает внимание детей на расположенный на мольберте путеводитель (кроссенс на семь частей) по Беларуси). Ваша задача заполнить каждый пустой сектор на белом поле путеводителя по Беларуси. Итак, мы начинаем игру-викторину «Я знаю!». Готовы, можно начинать?! (Да!)
Ход занятия
В.д.о.: Желаю Вам успехов и победы!  Внимание на экран. Капитан команды сделайте, пожалуйста, свой выбор.
Игровые задания от Янины
Игровое задание №1. Дидактическое упражнение «Гербы областных городов»
Цель: закрепление представлений детей об областных городах Республики Беларусь, их гербах; развитие социальной активности в общении и совместной деятельности.
В.д.о.: Внимательно посмотрите на экран. На нем изображена карта нашей страны. Республика Беларусь разделена на 6 областей. У каждой области есть свой главный город. У каждого города есть свой герб. Янина интересуется, знаете ли вы названия областных городов Республики Беларусь и их гербы?
Посмотрите внимательно на карту, на ней выделены областные города, давайте их назовем (воспитатель показывает на карте обозначение города, дети их называют: Могилев, Минск, Гродно, Гомель, Брест, Витебск). Молодцы! Теперь ваша задача подобрать к каждому областному городу свой герб. Будьте внимательны. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках).
В.д.о.: Ребята, посмотрите внимательно на экран и проверьте себя.
Воспитатель задает уточняющие вопросы.
Что изображено на гербе города Гомеля? (Рысь),
Что изображено на гербе города Бреста? (Лук),
Что изображено на гербе города Гродно? (Олень),
Что изображено на гербе города Витебска? (Образ Иисуса Христа),
Что изображено на гербе города Минска? (Божья Матерь, два Ангела и два Херувима),
Что изображено на гербе города Могилева (Три башни и рыцарь).
В.д.о.: Отлично! С этим заданием вы справились. И Вы получаете первую карточку-фишку. (Воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Игровое задание 2. Графическое упражнение «Беларусь промышленная»(организуется по подгруппам)
Цель: систематизация представлений воспитанников об отраслях промышленности и выпускаемой ими продукции (обувь, косметика, кондитерские и продуктовые изделия, бытовая техника, сельскохозяйственная техника, автобусы); развитие логического мышления, воспитание чувства гордости за свою страну.
В.д.о.: В Республике Беларусь находится много промышленных предприятий, на которых выпускают разнообразную продукцию. Янина спрашивает: знаете ли вы продукцию, которую выпускают промышленные предприятия нашей страны? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выполнить следующее игровое задание: перед вами на карточках слева расположены логотипы предприятий, справа выпускаемая ими продукция. Вам необходимо соотнести логотип промышленного предприятия с его продукцией (дети выполняют графическое упражнение на индивидуальных карточках по подгруппам).
          В.д.о.: Давайте проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на экран и проверьте себя. У всех верно?
Воспитатель при необходимости, уточняет у детей названия промышленных предприятий и выпускаемую ими продукцию. Например, на каком промышленном предприятии производят холодильники? (на заводе «Атлант» и т.д.).
Отлично! Справились с этим заданием. И вы получаете еще одну карточку-фишку(воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Игровое задание №3 Развивающая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения выделять и называть природные символы Республики Беларусь; развитие логического мышления и речи.
В.д.о.: Еще одно интересное задание от Янины. Внимательно посмотрите на картинки и определите, какая из них будет лишней, объясните свой выбор.
 Детям предлагается 4 варианта изображения картинок:
 сосна, клевер, ромашка, зубр (ромашка);
 аист, василек, сосна, заяц (заяц);
 картофель, лен, сосна, аист (картофель);
 зубр, тигр, аист, василек (тигр).
Дети определяют лишнее изображение и поясняют свой выбор.
В.д.о.: Молодцы! Справились с этим сложным заданием. И вы получаете карточку-фишку (воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Динамическая пауза «Какие мы - белорусы?»
Цель: формирование осознания своей принадлежности к стране развитие социальной активности в общении и совместной деятельности; воспитание чувства патриотизма.
В.д.о.: Ребята, белорусы обладают замечательными личностными качествами и чертами характера. Они добрые, терпеливые, трудолюбивые, дружелюбные, умные, красивые, веселые, гостеприимные…
В.д.о.: Вот сейчас мы и проверим, кто из вас обладает такими качествами. Я попрошу всех выйти из-за стола и встать в круг. Ваша задача под музыку двигаться по кругу, останавливаясь по моему сигналу и выполнять движения по смыслу текста:
присядет тот, кто добрый;
побежит на месте тот, кто самый трудолюбивый;
подпрыгнет тот, кто умный;
похлопает в ладоши тот, кто самый красивый;
потопает тот, кто дружелюбный;
стоит на месте тот, кто самый терпеливый.
Звучит мелодия Я. Попова, А. Кузнецова, А. Данилова «Белорусская полька». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В.д.о.: Замечательно отдохнули, и Вы получаете еще одну карточку-фишку. Занимайте свои места за столами (воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Игровые задания от Яся
Игровое задание №1. Логическая игра-лото «Беларусь спортивная»
Цель: формирование представлений о выдающихся людях страны – белорусских спортсменах, видах спорта; развитие логического мышления и речи; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну.
В.д.о.: Ребята наша страна славится своими спортивными достижениями. Белорусские спортсмены известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ясь интересуется, каких выдающихся спортсменов вы знаете и в каком виде спорта они прославили Беларусь? (Максим Мирный – большой теннис, Алла Цупер – фристайл, Марина Литвинчук – гребля на байдарках…). Ребята, наша Беларусь знаменита спортивными достижениями не только этих спортсменов. Посмотрите внимательно на карточки, которые лежат перед вами. На первой фотографии изображена Анна Гуськова, эта спортсменка занимается фристайлом. Подберите пиктограмму соответствующего вида спорта и разместите ее под фотографией Анны Гуськовой (дети размещают пиктограмму «Фристайл» под изображением спортсменки). На следующей фотографии мы с вами видим серебряного олимпийского чемпиона по биатлону Антона Смольского. Подберите пиктограмму соответствующего вида спорта и разместите ее под его фотографией (дети размещают пиктограмму «Биатлон» под изображением спортсменки). Следующий спортсмен Иван Литвинович прославился в прыжках на батуте. Какая пиктограмма подойдет для этого вида спорта? Разместите ее под фотографией Ивана Литвиновича (дети размещают пиктограмму «Прыжки на батуте» под изображением спортсменки). Еще одна наша выдающаяся спортсменка – Виктория Азаренко. Кто сможет определить вид спорта, которым она занимается? (большой теннис) Разместите оставшуюся пиктограмму под фотографией Виктории Азаренко (дети размещают пиктограмму «Большой теннис» под изображением спортсменки).
После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на экран, предлагает еще раз назвать спортсменов и виды спорта, которыми они занимаются.
В.д.о.: Вы блестяще справились с этим заданием, и получаете карточку-фишку (воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Игровое задание №5. Игра-головоломка «Достопримечательности Республики Беларусь» (организуется в парах)
Цель: закрепление представлений воспитанников о достопримечательностях Республики Беларусь; развитие логического мышления и речи; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, умение действовать сообща и оказывать посильную помощь товарищам.
В.д.о.: Ребята, Беларусьстрана с большим историческим наследием. На всей территории нашей Родины сохранились памятники, замки, храмы, которые бережно охраняются государством. У каждого памятника своя история, свои тайны, свое предназначение. Но в то же время в нашей стране появилось много современных строений, которые приобрели историческую культурную значимость.  Все эти памятные места вам хорошо знакомы. Ясь предлагает вам сложить разрезную картинку (пазл) и назвать изображенную на ней достопримечательность.
Детям необходимо собрать картинку с изображением достопримечательности и назвать, какая из достопримечательностей на ней изображена.
Выборочно воспитатель задает уточняющие вопросы:
Какие из предложенных достопримечательностей находятся в городе Минске?(Национальная библиотека).
Где находится Брестская крепость? (в городе Брест)
В честь кого был построен этот памятник – мемориал? (в память о героях ВОВ – защитниках Бреста от немецко-фашистских захватчиков).
Как вы думаете, для чего были построены Мирский и Несвижский замки? (Для защиты и обороны от врагов)
Что находится в Национальной библиотеке? (книгохранилище, древние книги и документы)
Курган Славы – это символ подвига и мужественности воинов-освободителей. А что такое курган? (Курган – это большая насыпь из земли). Правильно. На Курган Славы тысячи людей несли землю с мест окруженных славой и подвигами воинов-освободителей. С белорусской землей тут смешалась земля, привезенная из разных городов-героев, в том числе из Брестской крепости.
В.д.о.: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И вы получаете еще одну карточку-фишку (воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Игровое задание №6 «Специальный вопрос»
Цель: формирование умение отгадывать государственный символ Республики Беларусь (государственный флаг Республики Беларусь) по его словесному описанию и рассказывать о нем; воспитание уважения к государственным символам Республики Беларусь.
В.д.о.: Ребята, Ясь приготовил для вас специальный вопрос.
Этот государственный символ всегда присутствует на торжественных мероприятиях, государственных праздниках Республики Беларусь. Этот символ является одним из важных государственных символов Республики Беларусь. На него нанесен орнамент нашей страны. Он имеет три цвета расцвечивания: белый, красный, зеленый. Итак, о каком же государственном символе идет речь?  (государственный флаг Республики Беларусь). Воспитатель демонстрирует детям государственный флаг Республики Беларусь на древке.
В.д.о.:  Ребята, красный цвет на государственном флаге Республики Беларусь – цвет солнца, цвет свободы и независимости. Это знак счастья и жизни. Он рассказывает про то, что наша страна свободное, независимое государство, где все люди равные. Зеленый цвет – это цвет природы, цвет добра и света, благополучия, развития и добробыта. Белый цвет – это цвет свободы. Это символ мудрости и чистоты, которыми должны обладать граждане нашей страны.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг Республики Беларусь и обращает внимание на расположение цветов на флаге, что красная часть шире, чем зеленая, а орнамент располагается слева около древка. 
В.д.о.:  Ребята, а что еще есть на государственном флаге нашей страны? (белорусский национальный орнамент). Правильно! Белорусский национальный орнамент объединяет красный и зеленый цвета флага. Он рассказывает о единстве народа, про богатство национальной культуры. Орнамент складывается из больших и маленьких ромбов. Ромб обозначает засеянное поле. В центре – ромб с толстыми крючками, обозначает вечность и движение. Это щедрость, сердечность, открытость наших людей до всех народов. Отлично! Вот мы и рассказали про государственный символ нашей страны – государственный флаг Республики Беларусь. Вы получаете последнюю карточку-фишку (воспитатель размещает карточку-фишку на белом поле путеводителя по Беларуси).
Окончание занятия
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту и расположиться так, чтобы было удобно видеть размещенный на нем «Путеводитель по Беларуси».
В.д.о.: Ребята, посмотрите, у нас получился замечательный путеводитель по Республике Беларусь.  С его помощью мы сможем рассказать о нашей замечательной стране друзьям! Ребята, скажите, какой была наша игра-викторина? Какое игровое задание для вас было сегодня самым трудным? А самым лёгким? А самым интересным? Что больше всего запомнилось? Что помогло нам выполнить все игровые задания?
Воспитатель с опорой на картинки «Путеводителя по Беларуси» проводит рефлексивную беседу с детьми.
В.д.о.: Ребята, Вы молодцы! Наше игра-викторина «Я знаю!» подходит к концу. Вы все меня сегодня очень порадовали! Каждый из вас молодец! И в заключении позвольте вручить вам сладкие призы от одного из промышленного предприятия Республики Беларусь кондитерской фабрики «Коммунарка» и памятные медали (под музыкальную композицию Алексея Хлестова «Беларусь» воспитатель проводит награждение детей).
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Давидович, А. Л. Мир, в котором я живу : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русс. Яз. Обучения / А. Л. Давидович, Е. И. Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2021. – (УМК «Мои первые уроки»).
  2. Об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 4 авг. 2022 г., № 229 / / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238589p&p1=1. – Дата доступа: 10.01.2023.
  3. Официальный сайт | Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/president/detjam. – Дата доступа: 10.01.2023.
 
 
свернуть