Города-спутники Минска

Что представляют собой города-спутники Минска, и каковы перспективы их развития

развернуть

Объемы строительства жилья в Минске будут ежегодно сокращаться, акцент — на развитие городов-спутников. Этот основной тезис рабочей встречи Президента Беларуси и председателя Мингорисполкома дал новый толчок развитию давней идеи децентрализации столицы. Об истории вопроса, задачах по развитию городов вокруг столицы и о том, какими ресурсами они обладают уже сегодня, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Куда расти?

На 1 января 2019 г. в Минске проживали 1 млн 992 тыс. 800 человек. Поскольку за минувший год количество жителей выросло на 10,4 тыс., не исключено, что двухмиллионный рекорд будет побит в нынешнем году. Число минчан растет не столько из-за новорожденных, сколько за счет приезжих. Вымывая регионы, столица забирает лучшее — молодые, динамичные и квалифицированные кадры. По словам Главы государства, плотность населения в Минске выше, чем в Варшаве, Берлине, Киеве, Риге, Вильнюсе и иных столицах. Остановить эту тенденцию может развитие городов-спутников.

От города-сада до мегалополиса

Идею децентрализации крупных городов подал на рубеже XIX–XX веков английский философ и социолог-утопист Эбенизер Говард. Он считал, что современный город себя изжил. В качестве альтернативы предлагал создавать небольшие населенные пункты, сочетающие лучшие свойства города и деревни, называя их города-сады. Предполагалось, что в них переедут жители мегаполисов, стесненные жилищными условиями, грязным воздухом и шумом. Города-сады с населением 32 тыс. человек должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого созвездия городов планировали довести до 250 тыс. жителей.

После Второй мировой войны идея Говарда распространилась с огромной скоростью. Скопление городов-спутников вокруг определенного центра стали называть агломерацией. К примеру, Лондонская агломерация из 34 городов-спутников (ее называют моноцентрической) сформировалась вокруг крупного города-ядра. В полицентрических агломерациях, напротив, несколько городов-ядер. Наиболее известные такие агломерации сформировались в Европе: Рейнско-Рурская в Германии (10 городов и около 11 млн жителей), Рандстад Голланд в Нидерландах (4 крупнейших города и около 7 млн жителей). В Японии так называемый мегалополис Токайдо состоит из 3 крупнейших агломераций: Кейхина (Токио, Иокогама, Кавасаки и Тиба — 27 млн жителей), Хансина (Осака, Кобе и Киото — 25 млн) и Тюке (Нагоя — 10 млн). Токайдо протянулся вдоль побережья острова Хонсю на 650 км. В его пределах на территории 70 тыс. км² — 56 % населения Японии — более 60 млн жителей.

В 2010 г. принята Государственная программа строительства крупных жилых районов для жителей Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов. Она утверждена постановлением Совета Министров Беларуси № 976.

Предполагалось, что у столицы будут 9 городов-спутников: промышленные — Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные — Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристско-рекреационные — Заславль, Логойск. 

В 2014-м вышел Указ Президента Беларуси № 214 «О развитии городов-спутников». Документом урегулирован вопрос создания городов-спутников и определен их статус, который может быть придан городу областного или районного подчинения, городскому поселку, расположенному в пригородной зоне Минска на расстоянии не более 60 км. Указом регламентируются вопросы строительства жилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, строительства одноквартирных жилых домов в городе-спутнике. Теперь у Минска остались 6 таких спутников — без Жодино, Столбцов и Узды.

В январе 2016-го утверждены генеральные планы городов-спутников. В них заложены масштабное строительство инфраструктуры и жилья, социальных объектов, мест отдыха и развлечений, озеленение и улучшение экологии. Реализация проектов разделена на два периода: до 2020 и до 2030 годов. Несмотря на планы поселить в городах-спутниках 50–60 тыс. минчан, туда пока переехали 142 минские семьи, что вряд ли превышает тысячу человек.

Дзержинск

Жителей: 27 839.

Удаленность от столицы: 38 км.

Инфраструктура: торговый центр, магазины, бассейн, кинотеатр, поликлиника, больница, несколько ресторанов, кафе и баров, ночной клуб.

Промышленность: согласно планам должны были формироваться специализированные кластеры регионального и республиканского уровня. Среди них кластер предприятий машиностроительного профиля (на основе Дзержинского экспериментально-механического завода), кластер предприятий легкой промышленности (на основе компании «Элиз»), туристско-рекреационный центр (на основе гостиничного комплекса «Веста»), объединение производств продукции бытовой химии, лакокрасочной продукции (на основе частного предприятия «МАВ»).

Образование: 2 школы, 2 гимназии, 4 детских сада, дошкольный центр развития ребенка и межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации.

Застройка: преимущественно частные дома. Часть строений планировали снести, а на их месте построить новые многоэтажные дома. Но горожане добились внесения дополнений в генплан. В конце 2015 г. здесь начали строить микрорайон «Радужный», состоящий из 8 пятиэтажных домов и торгового центра с комплексом бытовых услуг.

Как добраться: на электричке до станций Койданово (Дзержинск), на машине по трассе М1. Каждые 10 минут ходят маршрутные такси, автобусы.

Заславль

Жителей: 15 661.

Удаленность от столицы: 27 км.

Инфраструктура: кафе, магазины, супермаркет, рынок, больница, поликлиника, рестораны, гребной канал. Много достопримечательностей, памятников культуры и архитектуры. Изношены и нуждаются в замене инженерные сети, из-за этого случаются перебои с водой, больница и поликлиника часто переполнены.

Промышленность: строительные, жилищные и производственные предприятия «Заславльстройиндустрия», ПМК-4, «Мальвина», филиал Гродненского мясокомбината, Заславская кондитерская фабрика.

Образование: 5 детских садов, 2 школы и гимназия, учреждения дополнительного образования.

Застройка: частный сектор и многоэтажки — примерно поровну. В 2010 г. сданы три новые высотки, в 2016-м — один дом для очередников Минского района. В ближайшее время возводить новостройки не планируют.

Как добраться: маршрутка каждые полчаса, электричка, электропоезд городских линий, автобус с диспетчерской станции «Карастояновой».

Логойск

Жителей: 13 099.

Удаленность от столицы: 40 км.

Промышленность: предприятия «Амкодор-Логойск», «Кобальт», «Минавто», «Лекфарм», «ЛогоПолимер», печатная фабрика «Полипринт».

Инфраструктура: 2 горнолыжных курорта, 50 торговых точек, 4 кафе, районный центр культуры, ФОК, бассейн, больница.

Образование: гимназия, 2 школы, 4 детских сада.

Застройка: в основном частные дома, в планах — застраивать многоэтажками.

Как добраться: маршрутка каждые 15–20 минут в зависимости от времени суток, утром и вечером чаще, автобусы от диспетчерской станции «Славинского», в том числе проходные, авто по трассе М3.

Смолевичи

Жителей: 16 784.

Удаленность от столицы: 42 км.

Промышленность: предприятия «Паркетный завод», «Зеленоборское», «Красное Знамя», «ТБЗ Усяж», «Дорстройиндустрия», «Дорэлектромаш», «СнэкПро», «Цветмет», «Юнимит», Смолевичский завод железобетонных изделий.

Образование: 4 детских сада, 2 гимназии, 7 школ, детская школа искусств.

Инфраструктура: магазины, кинотеатры, универмаг, Дом культуры, библиотека, ресторан, 2 поликлиники, больница.

Застройка: частная и многоэтажная. Выделен большой квартал под застройку домов для минчан, но пока сданы только три дома.

Как добраться: электричка, автобус, маршрутка каждые 10–15 минут, поезд региональных линий.

Фаниполь

Жителей: 16 444.

Удаленность от столицы: 25 км.

Промышленность: предприятия «Штадлер Минск», «Дорстройиндустрия», «Уномедикал», «Эвипак Индастриз», Дзержинский мясокомбинат, Фанипольский ремонтно-механический завод, агрокомбинат «Дзержинский», филиал завода железобетонных мостовых конструкций.

Инфраструктура: Дом быта, мини-рынок, кафе, кафетерий, магазины, поликлиника. Вскоре должен открыться новый детский сад, будут построены стадион и крупный физкультурно-оздоровительный центр.

Застройка: в основном частная, но есть многоэтажки. По генплану к 2030 году доля многоэтажных домов превысит 60 % от всего жилья.

Как добраться: авто по трассе М1, электричка, автобус, маршрутки примерно каждые полчаса.

Руденск (городской поселок)

Жителей: 2 680.

Удаленность от столицы: 50 км.

Промышленность: предприятие по изготовлению светотехнических изделий «Руденск».

Образование: школа, школа-интернат, детский сад.

Инфраструктура: рынок, Дом быта, магазины, больница, в планах — перевод в Руденск крупных столичных производств.

Застройка: частные дома. Недавно сдана трехэтажная новостройка.

Как добраться: электричка, электропоезд городских и региональных линий, маршрутка, автобус.

Принятые в последние годы документы, регламентирующие развитие городов-спутников, определили варианты решения квартирного вопроса для минчан-очередников. Можно подыскивать доступные по средствам квадратные метры в новой высотке у леса, в многоквартирном, но малоэтажном доме и даже в таунхаусе. Все это дешевле, чем в Минске и ближайших окрестностях. Но чтобы процесс стал массовым, одного ценового фактора мало. В идеале у человека должна быть работа, а в городе — инфраструктура по принципу «все включено». Кроме того, если уж и посещать столицу, то ради культурно-спортивной программы или встречи с друзьями-родственниками. Готовы потерпеть временные неудобства? Сделайте первый шаг. Но это не значит, что у исполнителей президентских требований поубавится ответственности. Скорее, наоборот.

Справочно

Города-спутники есть и у Бреста — Жабинка, и у Гродно — Скидель.

свернуть

Спутник Минска - Смолевичи

развернуть

Минск – один из самых быстрорастущих годов Европы. За последние 50 лет его население увеличилось более чем вдвое, а за столетие – в 20 раз.

Но привлекательность жизни в мегаполисе имеет и обратную сторону –транспортные заторы, шум, загрязненный воздух. Для разрешения этих и других проблем городские власти делают все возможное. Есть успешная модель, апробированная в разных уголках мира – создание городов-спутников. Токио, Лондон, Джакарта, Манила и многие другие столицы окружены кольцом сателлитов. С недавних пор своими спутниками обзавелся и Минск. Об идее создать вокруг Минска города-спутники впервые заговорили в 2010 году. В 2014-м президентский указ определил их список.

Попал туда и районный центр Смолевичи.

С 2019 года на квартиру в городе-спутнике может претендовать любой минчанин, который нуждается в улучшении жилищных условий. В итоге желающих оказалось втрое больше, чем доступного жилья. Привлекала в первую очередь цена – от 1200 руб. за квадратный метр, что значительно ниже, чем в минских новостройках.

Сегодня северная окраина Смолевичей превратилась в сплошную стройплощадку. Одновременно здесь возводят пять жилых домов, еще 11 будут заложены в ближайшее время. А всего за этот год в Смолевичах должны появиться 50 тыс. кв. метров нового жилья. Из них 15 тысяч – для очередников из числа минчан. И это только начало! – Для нуждающихся из города Минска в комплексной застройке предусматривается 18 многоквартирных жилых домов – порядка 2200 квартир, – комментирует заместитель председателя Смолевичского районного исполнительного комитета Николай Парамонов. Одна из проблем – транспорт Комфортная жизнь в городе-спутнике требует решение сложных проблем, одна из них – транспорт. Глобальное решение – связать станцию и микрорайон дополнительной веткой. И такие планы есть – правда, на будущее, когда число жителей города-спутника увеличится в разы. Куда более экономичный вариант – городской автобус, своего рода шаттл, курсирующий между станцией и жилыми постройками. Еще один вариант – маршрутка до станции метро «Восток». Сама дорога до последнего времени не очень радовала. Вернее, первый ее участок. От Смолевичей до Кургана Славы ведет узкая двухполоска с далеко не идеальным покрытием. Но ситуация меняется на глазах – строители прокладывают современное скоростное шоссе. – Ввод второго участка дороги позволит добираться до Минска более комфортно, – отметил Николай Парамонов. – Чтобы выехать из города на шоссе, ждать своей очереди не придется, скоро здесь появится удобная развязка с путепроводом. Впрочем, ездить на работу в Минск новым смолевичанам необязательно. Подходящую вакансию порой удается найти и куда ближе к дому.

Неподалеку от городка – Национальный аэропорт «Минск» со своей обширной инфраструктурой и стремительно развивающийся индустриальный парк «Великий камень». Работодатели серьезные, а нужны им специалисты самого разного профиля. Современный детский сад и строительство школы Въехав в город, сразу обращаешь внимание на яркое здание в цветах радуги. Детский сад «Буслик» открылся совсем недавно – осенью 2020-го. Мест в нем хватило всем новоселам. – Продолжается строительство школы на 720 мест со своим бассейном, которым смогут пользоваться и все желающие на платной основе, –отмечает Николай Парамонов. В Смолевичах предусмотрены просторные дворы с современными детскими площадками и обустроенные за пределами дворов автостоянки.

К слову, мест на них хватит всем – архитекторы исходили из расчета одна машина на квартиру. Сами дома не стремятся дотянуться до неба, их этажность относительно небольшая. Психологи считают, что 5-7 этажей – это оптимально для комфортной жизни. Такая среда создает ощущение безопасности, да и соседей по подъезду совсем скоро начинаешь узнавать в лицо.

Обслуживанием новых домов занимается Смолевичский ЖЭС. И тут есть некоторые нюансы с водоснабжением. Нагрузка на инженерные сети с каждым годом существенно увеличивается. Поэтому в их развитии местные власти стараются идти на опережение. Визитка нового микрорайона – огромное граффити с девочкой в вышиванке. Художник Евгений Сосюра мыслит образами, и понимать их каждый волен по-своему. Кто-то увидит здесь призыв заботиться о нашей планете, а кто-то – отблеск идеи вечного обновления. В любом случае, с настроением новоселов это граффити гармонирует.

https://minsknews-by.turbopages.org/minsknews.by/s/bolshoj-razniczy-s-minskom-ne-oshhushhayu-uznali-chem-privlekatelen-dlya-zhizni-gorod-sputnik-smolevichi/

свернуть